Поход по узкоколейке в Муромских лесах
Еле заметной тропой мы подошли к лесной поляне, на которой стояло несколько крестов. В траве едва проглядывали могильные холмики. Ни имен, ни фамилий. Только надпись на одном из крестов: “Погибшим русским людям”. Кладбище власовцев…
Почему-то сразу вспомнился рассказ матери из ее далекого военного детства, как их односельчанка из с.Елезарьева ездила к своему мужу-заключенному в лагерь на лесоповал. И было это не в Сибири, а где-то недалеко от наших мест, в Муромских лесах.
В августе 2006 г. наша небольшая туристическая группа под руководством Анатолия Кузнецова совершила поход по немыслимо глухому району, расположенному в Муромских лесах на стыке Нижегородской и Рязанской областей. Нас интересовали узкоколейные дороги, разветвленная сеть которых существовала в Муромских лесах с начала ХХ века и служившая, в основном, для транспортировки вырубленного леса для выксунских заводов. Узкоколейные железные дороги (ширина колеи 750 мм) и вся, связанная с ней инфраструктура: леспромхозы, железнодорожные станции и депо, рабочие поселки со школами, магазинами и мед.пунктами обеспечивали работу и нормальную жизнь населению крупного региона юго-западной части Нижегородчины и расположенной по соседству с ней северо-восточной части Рязанщины.
Протяженность железнодорожных путей узкоколейной дороги составляла около 200 км и включала основную магистраль от города Выксы до станции Сарма (70 км) и несколько крупных и мелких веток (135 км), в том числе Лашманскую, Ермишинскую, Илевскую, Печную и др. Судя по имеющейся в интернете информации, в самом начале 2000 годов отдельные участки этой узкоколейки еще функционировали.
Если смотреть на географическую карту области, то район нашего путешествия находится относительно недалеко: какие-нибудь 60 км на запад от Сарова. Однако, напрямую туда не попасть. Сначала мы доехали до Вознесенска, надеясь успеть на автобус рейсом до Выксы. Но не получилось, поскольку автобус туда идет один раз в день рано утром. Пришлось голосовать на трассе. На попутках добрались до Новой деревни, которая стоит на трассе почти посредине между Выксой и Вознесенским. Отсюда началась пешеходная часть нашего похода, которая в виде дуги пролегла через Раздолистое- Димары- Новый Лашман-Лесомашинный-Козумлей на юг к трассе Ермиш-Вознесенское. В общей сложности мы преодолели около 50 км.
Большую часть этого маршрута мы прошли по узкоколейке, вернее по тому, что от нее осталось. Сохранилась насыпь и скрепляющие ее полусгнившие шпалы. Кое-где попадаются искореженные вагончики, рельсы и другие проржавевшие железяки, но все это поштучно. Судя по рассказам местных жителей, после того как в 2001 году дорогу закрыли, в течение 2-3 лет все железо быстренько поразобрали на металлолом. Мы были свидетелями, как молодые люди выдергивали из шпал металлические костыли, собирали их, а затем загружали в трактор. Насколько это законный промысел, трудно сказать.
Надо отметить, что проходимость по узкоколейкам пока сносная. Железнодорожная насыпь, которая создавалась вручную более 100 лет назад, скрепленная шпалами, является единственной проходимой дорогой среди болот и лесных завалов. Это, наверное, понимают водители большегрузных лесовозов, которые вывозят лес по этим дорогам только до осенней распутицы, чтобы не загубить дороги окончательно.
После того, как узкоколейку закрыли, и работы, связанной с ее обслуживанием не стало, поселки в этом краю опустели. Однако, лес по-прежнему рубят и вывозят, используя вахтовый метод. Береза идет в Мордовию на фанеру и паркет, липа- в Вознесенское и Полхов Майдан на изготовление деревянных поделок.
Несмотря на то, что лес осваивают люди, в основном временные, у нас сложилось впечатление, что процесс этот контролируется все-таки людьми, которые являются коренными жителями этих мест, в основном, лесниками. Среди них мы даже встретили потомка углежогов, мужчину лет 40, который хорошо помнит, как он в детстве вместе с родителями отжигал древесный уголь в огромных печах. Этот поселок называется Углипечи. Сейчас там никто не живет. Наверное, надо очень любить свой край и быть сильным человеком, чтобы жить и выживать в этом краю, где нет ни дорог, ни магазинов, ни врачей. Эти немногие люди, которые остались жить на этой земле, являются единственными носителями и хранителями жизненного уклада, традиций и истории этого лесного края. Благодаря им мы узнали о кладбище власовцев в поселке Новый Лашман.
Наверное, излишне говорить о природных богатствах этого края, однако, главными для нас-горожан являются не грибы, ягоды и дичь, а глубокая, лишенная всяких техногенных звуков, тишина и отсутствие суетности, чего так просит иногда душа, измученная городской жизнью.
Лесные речки Луктос, Мердуш, Шокша в зарослях папоротников и сочной зелени. К берегам вплотную подступают деревья. А дальше болота, трава выше человеческого роста. Одним словом, дебри-почище, чем в тропиках. И как жаль, что не бежит среди этих дебрей игрушечный по своим размерам поезд, весело постукивая колесами на стыках и заливаясь свистком, возвещая о прибытии на станцию. Очень жаль, такой Диснейлэнд потеряли!
Валентина Кузнецова, 2006 г.
Нет комментариев к "Поход по узкоколейке в Муромских лесах"
Пока комментариев нет.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.