Путешествие в Индию.
Страна контрастов. Два параллельных мира на одной земле. Увидеть жизнь средневековья своими глазами.
В июле месяце мне посчастливилось побывать в Индии c экспедицией Заслуженных и Народных художников России, среди которых один Академик и два профессора.
Про Индию я знала немного, что она занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения (1,15 млрд человек) после Китая. На протяжении большей части своей истории, Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. В Индии зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.
Получив независимость в 1947 году от Британской империи, страна достигла больших успехов в экономическом и военном развитии. К концу XX века экономика Индии стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. Но насущной проблемой продолжает являться высокий уровень бедности и неграмотности населения. Индия является одной из стран мира с наибольшим биоразнообразием.
Состав населения характеризуется превышением количества мужчин над женщинами. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель. Вот собственно и все.
А теперь я расскажу то, что я увидела в Индии своими глазами, но это нельзя отнести ко всей стране. Индия многообразна. Мы были в самой ее глубинке, в городе Вриндаване. Как только мы ступили на землю Индии в Дели, наш руководитель Владимир Николаевич Анисимов показал, как мы должны теперь пить из бутылки – нельзя прикасаться губами к горлышку, там много всякой заразы. Теперь мы обязаны ни на секунду терять бдительность и следить за чистотой рук и сухостью потребляемых продуктов и используемой посуды.
До Вриндаван мы добирались 4 часа. У придорожного кафе остановились на полчасика, и решили сходить в туалет. Да где же его взять-то! В Индии туалет везде. Нас повели на задний дворик через груды мусора и грязи. Страшно к чему-либо прикасаться. Возле туалета без дверей индусы мыли посуду из шланга и готовили еду на плите с газовым баллоном. Мы начали оглядываться. Вокруг бегали бурундуки, мухи стаями сидели на столах, тарелках с едой, а по стенам шныряли крысы. От первого шока мне стало не по себе.
И, наконец, наши машины, проехав мимо нескольких новых строящихся храмов, въехали в ворота, ведущие во Вриндаван. Это место, где пять тысяч лет назад появился один из самых любимых богов индуизма — Кришна. На этом месте в древности находился лес, в котором Кришна во время своего земного воплощения в образе сына пастуха Махараджи Нанды и его жены — Яшоды проводил свои лилы (игры).
Паломники со всей Индии приходят сюда, чтобы принести этой святой земле свои поклоны, омыться в водах Ямуты и посетить многочисленные храмы. Есть индийская поговорка, что во Вриндаван нельзя купить билет. Это действительно так — Вриндаван — это реплика духовного мира на земле, и далеко не всякий может попасть сюда, нужно разрешение Кришны. Вриндаван — это город пяти тысяч храмов. Практически каждое здание, каждый дом является либо храмом, либо гостиницей для паломников.
В 15 километрах от Вриндаван находится город Матхура, который принято считать местом рождения Кришны. Позднее мы обязательно туда поедем.
Жили мы в монастыре Джайпур Мандир, построенном в 1917 году. Очень красивый храм с вырезанными на песчанике тонкими и изящными узорами неповторимой красоты.
Поселили нас в двух кельях. Мужчин 5 человек в одной, трех женщин в соседней. Поначалу внешний вид помещений и запах туалетов вызвал ужас. Помыли, почистили, и можно жить. Человек ко всему привыкает, привыкли и мы.
В комнате метров 20 и высотой 5,5 стояли деревянные кровати без спинок, на фанерных досках лежали тоненькие матрасики и небольшие подушки. Простыни мы брали свои. Из мебели квадратный журнальный столик и большая тумба-вентилятор. Два окна за решетчатые прутьями и сеткой от обезьян. Даже верхушки куполов храмов обмотаны колючей проволокой от обезьян. А они прямо у проволоки и восседали. А бурундуки ночью залазили на кровать.
По стенам кельи бегали саламандры (голые белесые ящерицы), а по полу огромные муравьи, размером с полтаракана, передвигаясь друг за другом по протоптанным дорожкам.
Так как было очень жарко до 50 градусов, душно и влажно, первым делом мы приняли душ, стараясь, чтобы вода не попала на губы. Ощущение такое, что ты находишься в парной 24 часа в сутки, постоянно истекая потом. При этом ты еще в одежде и по телу льется водопадом, я не оговорилась, вода. Одежда прилипает к телу. Водный баланс поддерживали простой водой бочками. Есть совершенно не хотелось. И так будет все 20 дней и ночей непрерывно!
Еду нам готовили в соседнем монастыре три раза в день одинаковое меню: рис, подливка, тушеные овощи и что-то, напоминающее кабачки. Все блюда, кроме риса, сильно перченые и с какими-то приправами. Еще приносили простоквашу и чапати — это индийский хлеб из пшеничной муки, наподобие тонкого лаваша. Готовят его вначале на сухой сковороде, а затем пекут на открытом огне. Сами индусы вегетарианцы, совсем не едят яйца, курицу, рыбу и мясо. И не употребляют спиртное.
Впервые, выйдя за ворота монастыря, мы окунулись в суету города. По узкой дороге едут рикши на велосипедах и мотоциклах, которые заводятся как моторные лодки шнуром. Запряженные мулы, ослы и верблюды перевозят грузы, лошади людей на повозках. Обезьян, как собак нерезаных, шныряют стаями и в одиночку. Видела, как один самец кинулся на спину женщине и выхватил пакет из рук. Обезьяны воруют товар из лавок, а мальчишки за ними бегают, но безуспешно. Складывается ощущение, что хозяева здесь не люди, а обезьяны. В основном они охотились на наши кепки и очки. Индусы всегда предупреждали нас о приближающихся обезьянах и показывали пальцем на очки. Вот откуда басня Крылова «Обезьяна и очки».
Бездомные священные мулы бродят, питаясь мусором и отбросами. Пастбищ для них не предусмотрено. По этим животным можно изучать анатомию, все кости на перечет. Есть животные с язвами на теле, гниют живьем. Стада кабанов черного цвета тоже нерезаных, так же роют своими пятаками кучи мусора в надежде найти что-нибудь съестное. Между ними бегают любознательные бурундуки, и шустрые мангусты.
Над городом кружат стаи орлов (ворон не видели), охочие на падаль, а этого тут предостаточно. Академик Академии Художеств Рустам Исмаилович Яушев рассказал, как однажды он наблюдал, как стая орлов слетелась на умершего буйвола и вместе с кабаном они разделали тушу до белых костей за полчаса.
Бездомные собаки жалкого вида валяются в грязи. А вот кошек мы встретили всего двух. Кто-то сказал, что их обезьяны съели, может быть. Вместо наших воробьев на земле прыгают птички с оранжевыми клювами и обводкой на глазах. Мы их прозвали дермоклювики. Стаями летают большие кричащие зеленые попугаи. Но что интересно, дети никого не гоняют, ни за кем не бегают и ни в кого не бросают камни, только обезьян отгоняют, когда те предпринимают попытку завладеть их имуществом. В деревнях на соломенных крышах домов сидели стаи павлинов. Люди могут жить в ладу с природой и это прекрасно.
И при всем при этом богатстве животного мира издающего звуки, все транспортные средства, имеющие сигнальное устройства, сигналят на всю мощь с надобностью и без надобности. И изо всех храмов в течение 24 часов в сутки раздаются звуки пуджи, громкоговорители транслируют в эфир священные песнопения всего двух слов: «Хари, Кришна! Хари, Кришна!».
Море людей, животных, молитв, окриков, бибикающих машин, мотоциклов, мотороллеров… Жизнь кипит, бурлит и пенится…
Но никто не кричит, не психует, не нервничает, все люди невозмутимо спокойны, постоянно друг друга приветствуют словами «Рады, Рады. Или намасте». Только и успевают увернуться от рикши или автомобиля. А машины в основном марки Тайота, Хонда и местного производства, где сидят богатые жители Индии. Это как другой континент. Они даже внешне отличаются от пестрой толпы на улице — важные значительные и не загорелые. Два мира, живущих параллельно друг от друга, но на одной территории. Страна контрастов. Немного богатых и очень много нищих, и между ними огромная разница.
Не смотря на бедность, у этих людей независимое выражение лица с чувством достоинства и они счастливы. Попрошайничество у них тоже с достоинством. Это их мир, они здесь живут, и нельзя их осуждать за это. У них нет чувства стыда, неловкости. Для нас это открытие, а для них философия.
Но это интересные люди, как внешне своеобразные, так и внутренне имеют свой взгляд на вещи, свой дух, но для нас многое непонятно. Все необычно, много интересных сюжетов, которые можно нарисовать и снять на фото. Для художников здесь раздолье.
На улицах много оригинальных людей: и маленькие щупленькие, и высокие длинноногие, с ногами как палки, и средние толстые. У них красивые пальцы рук, колоритные черты лица, яркая раскраска, украшения. Дети с черными, как угольки, огромными глазами, как у газели, и белыми зубами. Всего одного ребенка видели с зелеными глазами. Совсем маленьким мальчикам обводят глаза черным карандашом, чтобы были похожи на Кришну. Очень даже красивые детки, но одеты в какие-то тряпочки, совсем малыши вообще без всего.
У женщин яркие разноцветные сари, одежда всегда чистая. Видела женщин, кормящих детей грудью прямо на ходу. Мужчины одеты по-разному – кто в брюках и рубашках, кто в майках, паломники в желто-оранжевых одеждах. У каждого паломника в руках палка и бидончик из нержавеющей стали. Их два раза в день кормят пайком в монастырях. Тот же самый рис и подливку с овощами и чапати, какие приносили и нам.
Однажды встретился человек похожий на неандертальца. Типаж индусов не очень азиатский. Временами он напоминает и греков и каких-то загорелых ярких европейцев. Были люди похожие на Сократа, на отшельников и пустынников, которых рисовали художники возрождения итальянцы и были люди по типажу напоминающие большую картину Иванова «Явление Христа народу».
Люди европейских стран похожи друг на друга, а здесь свой колорит. По характеру они неоднозначные, но в основном люди добрые, но со своим стержнем внутри, со своим достоинством. Женщины есть очень красивые, девушки уверенные в себе.
Индусам интересно было все, что мы делали. Наша жизнь находилась под постоянным надзором, а любопытных набиралось предостаточно. Наши европейские лица у всех без исключения индийцев вызывали интерес, поэтому они, не стесняясь, нас разглядывали и не важно едим ли, рисуем ли, отдыхаем ли. Мы для них марсиане. Правда, они для нас тоже. Сначала нам было неловко перед ними есть, но потом это стало забавным. Мы жили как в таборе.
Вокруг мольбертов художников толпились люди всех возрастов, порой количество их достигало до 30 человек. Каждый прохожий обязательно остановится и проведет сравнительный анализ схожести написанного с натурой и вслух выскажет свое мнение окружающим. Многие идут и поют, или стоит рядом с тобой человек и неожиданно начинает петь. Может, нам тоже стоит так попробовать?
Был интересный случай: один индус взял кнопку и воткнул себе на лоб в том месте, где они обычно рисуют точки. До этого он просто смотрел, соболезновал, что-то подметал вокруг этюдника, коровьи лепешки куда-то отпихивал, убирал. Он совершенно разжалобил художника, и пришлось рисовать его портрет.
Так как мы жили в монастыре, то перед нами прошли индийцы почти из всех штатов. Люди от светло-коричневого цвета кожи до почти черного. И бедные и богатые. По 5 автобусов приезжали и ночевали в монастыре в огромных комнатах, остальные лежали и на дорожках к храму и за монастырем прямо на земле на мешках из-под сахара или тряпочках. Климат здесь такой, что можно найти ночлег под небом.
Отличительная черта индусов детская непосредственность, искренность в выражении своих чувств. Среди простых людей мы не встретили ни одного злого или мрачного лица.
Когда я каталась с индусом на мотоцикле по узким улочкам с такой скоростью, что хотелось закрыть глаза, думала вот-вот в кого-нибудь врежемся. Удивительная виртуозность индийских водителей. Проезжая вдоль железной дороги, зрелище открылось веселое. Дорога пестрила цветным мусором. Вдоль нее сидели люди и делали свои дела. В Италии в Помпеях мне рассказывали, как 2000 лет назад люди ходили в туалет прямо у домов. Здесь мы смогли это увидеть наглядно. Честно скажу, впечатляет. Мы словно попали в средние века и воочию увидели, как жили тогда люди. Словно сработала машина времени.
Жилища их в основном из глины и соломы, комната 3 на 3 метра, в ней помещается всего одна кровать, каркас с натянутой сеткой. Не на каждой еще кровати лежит матрац. Заглянула в один дворик и увидела, как женщина сидит на ступеньке обшарпанного жилища среди кучи мусора, и, смотрясь в зеркало, раскрашивает свое лицо.
На крышу монастыря посмотреть закат мы поднимались по лестнице, на потолке которой висели гроздьями летучие мыши. Шли мы по их хрустящему помету, отвратительный запах которого выворачивал меня на изнанку, я почти задыхалась, стараясь не дышать. Однажды я собралась с духом и подняла голову. Мышей было не меньше сотни и пищали они на высокой частоте неприятной для человеческого уха.
Побывали мы в священном городе Матхура, где по преданию родился Кришна. Из окна автобуса мы с интересом смотрели как фильм жизнь индусов. Кто-то живет в глиняных домиках Тыквы, кто-то в палатках как цыгане, кто-то на лежаках, а кто-то лежит или сидит прямо на земле. Вдоль улицы много колонок, под которыми индусы или стираются или намыливаются, или просто пьют. А рядом в лужах лежат собаки и свиньи. Есть умывальники на несколько краников, под ними тоже моются и стираются. Все смешалось на житейских дорогах Индии: повозки велосипедные, мотоциклетные с рикшами, лошади, верблюды, ослы и волы, кабаны и собаки. Всех запрягают, кроме собак и кабанов. А на электрических кабелях висят обезьяны с малышами. Обезьяны поразили меня своей человечностью. Они как люди наказывали своих детенышей за какие-то провинности. Дети, играя у водоема, с визгом бросались в воду, выясняли отношения и гонялись друг за другом. А глава семейства оскаливался и прогонял непрошеных гостей.
Увидели мы и жизнь богатых людей, побывав в школе Омар Натх Ашраме, обнесенной колючей проволокой. На входе нас приветствовали парадно одетые ребята приветственным маршем. У них были счастливые лица искренне радующиеся при виде дорогих гостей. Я почувствовала неловкость от такого пышного приема. После приветственных речей, нам на шеи повесили гирлянды из лепестков роз и жасмина. А на лбу краской нарисовали точки и прилепили несколько рисинок и цветочек.
Затем нас повели в компьютерный класс, где бойкая девочка (один зуб инкрустирован бриллиантом) на хорошем английском языке рассказывала, чем они занимаются в школе, круг их интересов, демонстрируя это на мониторах. Детям дают разностороннее развитие: и рисование, и танцы, и акробатика. Шли мы по коридорам, где все классы были открыты и дети вставали из-за парт и хлопали. Радость в их глазах была неподдельная.
Такого 25 метрового бассейна, какой есть у них, с голубой чистой водой во всей Индии не сыщешь. В пришкольном саду мы под фанфары сажали по очереди деревья, возле которых стояли таблички с нашими именами. Вот никак не думала, что первое дерево в своей жизни я посажу в Индии! Для меня это было волнительно. Прием нам оказали на высочайшем уровне, накормив и завтраком и обедом и вручив подарки.
А вот как выглядят дети более бедных семей. У них единая форма одежды: синие шорты или брюки, белая рубашка и красные тонкие галстуки, а девочки в синих сарафанах или юбках, белых рубашках и тоже в красных галстуках, сарафаны подпоясаны красными ремешками. У девочек косички заплетены красными бантиками, на ногах белые гольфы и черные туфельки. Очень красиво смотрятся.
Дети постарше воспитывают детей помладше, трехлетний малыш может таскать на руках годовалого. Так они и бегают гурьбой. Однажды мне пришлось вмешаться. Мальчик лет семи бросил песок в лицо пятилетней девочки. Она горько заплакала. Я начала ругать мальчишку, а дети наперебой показывали пальцем на обидчика. Девочка, видя такую защиту от белой женщины, перестала плакать и благодарно улыбнулась.
Школа для совсем бедных находилась в заброшенном полу развалившемся храме. Дети разного возраста сидели прямо на полу в ветхой одежонке с ранцами. Рядом с учениками их младшие братья и сестры. С ними занимались две учительницы, и на стуле сидел мужчина, который постоянно что-то кричал как надзиратель.
Один из самых красивых храмов Вриндаваны — Храм Кришны-Баларамы. Этот величественный храм он построил специально для своих учеников с Запада, чтобы они могли приехать сюда, окунуться на время в атмосферу духовного мира, зарядить свои «духовные батареи», и затем снова вернуться в свои страны, чтобы проповедовать там чистое учение Сознания Кришны. Благодаря усилиям одного пожилого человека, преданного своему делу, жизни множества людей по всему миру изменились к лучшему. Более того, эта религиозная система быстро распространилась почти по всей планете. Успех ИСККОН можно сравнить разве что с успехом христианства или буддизма. Еще более интересно в изучении ИСККОН то, что эта межкультурная экспансия началась всего 30 лет назад.
Храм сделанный из белого джаяпурского мрамора, поистине является шедевром архитектуры. Резные лестницы, окна и купола — каждая деталь в этом здании сделана с необычайной любовью.
Во все наши походы мы брали с собой провожатых, они договаривались о ценах и им всегда отдавали сдачу. В праздник Гуру мы решили покататься на лодочке по реке Джамна цвета оливы. Все побережье представляет собой грязевую клоаку. В реке люди моются, стираются и оправляются. Это наш взгляд на реку, а вот что про нее думают индусы.
Ямуна (Джамна) — самый крупный приток Ганга общей протяженностью 1376 км. Кроме Дели, на Ямуне расположены города Матхура и Агра. Титул самой святой реки как правило присуждают Ганге. Но воды Ямуны еще более чисты, поскольку в них наслаждался Господь Вишну в своей изначальной форме Кришны в окружении Своих близких спутников. Поскольку Ямуна вечно течет в духовном мире, ее воды настолько чисты, что омовение в них равнозначно сотне омовений в Ганге. Тропические ливни, природные утилизаторы грязи, все сносят в реку и она все стерпит.
Проплывали мы мимо храма, лестница которого подходит прямо к воде. На ней сидели индусы и пели песни. Мы поприветствовали их: «Рады, Рады!». Они радостно закричали в ответ и замахали руками. По реке они пускали розетки из банановых листьев, внутри которых были установлены маленькие зажженные фитильки. Очень красивая река в мерцающих огоньках. И мы плывем среди них навстречу закату. Ночь настает быстро. Солнце стремительно затухает в оранжево-красных облаках. Вдалеке слышен бой барабана и непрерывное монотонное Хари Кришна, Хари Рада…
Потом мы поплыли на лодке вправо под мост. На берегу сидели одинокие индусы, некоторые купались, один задумчиво стоял в реке. Я спросила, что он делает? Мне ответили: «Какает». Стало резко темнеть. Смотрю, кто-то или что-то быстро плывет прямо на нас. Спрашиваю у Владимира: «Что это?». Он пригляделся и так, между прочим, отвечает: «Да это труп». «?» И продолжает: «Это они так своих собратьев хоронят. Река у них священная, все переработает». Этот труп был еще в тряпку завернут, а остальные плыли черными спинами вверх. Впечатляет, скажу я вам.
Посетили в городе Кусум Саровар храм, построенным 300 лет назад. Очень красивые сооружения вокруг бассейна 10 метров глубиной. В нем плавали морские черепахи и большие рыбы. А индусы прямо на ступеньках мылись и стирались в этой воде. В храме было много обезьяньих стай, и мы видели варана.
И вокруг этого священного места паломники совершали парикраму. Через каждые 2 шага они полностью ложились на землю, таким образом, предлагая поклоны, потом вставали — и все сначала. На такую парикраму уходит до нескольких недель. Физически это сделать очень даже сложно. А перекатывались таким образом и мужчины и женщины. Только женщины это делали боком.
Видели мы и Восьмое чудо света Тадж Махал, первый памятник любви, жемчужину Индии — гробницу из белого мрамора жены Великого Могола Шаха Джахана — Мумтаз Махал.
Посетили Дели. Энергия и пестрота, шум базаров и архитектура Моголов в старом Дели контрастируют со сдержанной роскошью Нью-Дели, широкие бульвары которого открывают сменяющие друг друга виды ландшафтной архитектуры.
Очень много пробок на дорогах, ехали медленно, но у нас есть кондиционер, поэтому, нормально. Рассматриваем город. Мусора меньше, но это только на центральных улицах, а чуть свернешь и горы свалок. А вот трупы сжигают в крематории, длинная такая постоянно дымящаяся труба в центре города.
Посетили самый высокий минарет в Азии Кутуб Минар, построенный в тринадцатом веке. Кирпичный минарет высотой 72.6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.
Рядом с минаретом возвышается знаменитая Железная Колонна, вылитая в незапамятные времена и до сих пор не поддающаяся ржавчине. До этого она стояла во дворе индуистского храма Вишну города Матхура. Ученые до сих пор не могут разгадать секрет ее изготовления. За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа.
Джама Масджид — один из самых изящных памятников могольской архитектуры 17 века. Над главным входом в мечеть возвышается несколько изящных башенок из белого мрамора. Джама Масджид — и сегодня самая большая кафедральная мечеть в Индии, в ней одновременно могут молиться до 5000 человек.
Мы забрались на мечеть 150 метров высотой по узенькой винтовой лестнице, где одному-то тесно. Пришлось расходиться с людьми, спускающимися вниз. И не напрасно, удивительно красивый вид сверху. На площади копошилась стая голубей, как на площади Марко в Венеции.
Нельзя судить о людях страны, проведя там несколько дней. Мы прожили здесь 20 дней, и нельзя сказать, что я поняла этих людей. Знаю только одно, простые люди истинно верующие, спокойные, искренние, добрые и счастливые. А написанные русскими художниками шедевры, изображающие индийскую действительность, будут украшать музеи и выставки. А Индия мне теперь снится.
Наталья Файкова.
Нет комментариев к "Путешествие в Индию."
Пока комментариев нет.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.