Отчет о походе по реке Воньга август 2010 г.
Справочные данные о туристическом походе
Страна |
Российская Федерация |
|
Вид туризма |
Водный |
|
Район похода |
Карелия |
||||
Сроки похода: |
01.07.10-08.07.10 |
Маршрут: ст. Энгозеро - оз. Энгозеро - оз. Пайозеро - -оз. Нотозеро –оз.-- Пильдозеро - оз.Синдамозеро - оз.Мурамозеро - р. Воньга - оз. Гагарино – оз. Столбовое – оз. - Чекозеро - оз. Медвежье – оз. Собачье - оз. Половинское - оз.Вяккер – Белое море – ст. Кузема |
|||
Протяженность водной части маршрута |
170 км |
||||
Продолжительность водной активной части маршрута |
8 дней |
||||
Типы судов |
Байдарки |
Количество учасников |
6 |
||
Количество судов |
3 |
Руководитель |
Антипов Алексей Александрович |
||
Справочная информация о составе группы
№ п/п |
Фамилия, Имя, Отчество |
Год рождения |
Город |
Обязанность в походе / плавстредство |
1 |
Антипов Алексей Александрович |
1981 |
г. Саров, ВНИИЭФ |
Руководитель «Вуокса» эк.1 |
2 |
Антипова Анна Юрьевна |
1983 |
г. Саров |
Помошник завхоза «Вуокса» эк.1 |
3 |
Глушков Сергей Леонидович |
1980 |
г. Саров, ВНИИЭФ |
«Вуокса» эк.2 |
4 |
Глазунов Павел Александрович |
1982 |
г. Нижний Новгород |
Ремонтник «Вуокса» эк.2 |
5 |
Гурьев Евгений Леонидович |
1982 |
г. Нижний Новгород |
Доктор «Истра» эк.3 |
6 |
Грачева Анна Андреевна |
1983 |
г. Нижний Новгород |
Завхоз «Истра» эк.3 |
Опыт водных походов всех у всех участников ограничен походами выходного дня.
Идея похода
Представить себе отдых без рюкзака за плечами не может ни один из участников данного похода и поэтому предложение попробовать чего-нибудь нового, а именно поход на байдарках все восприняли с огромным интересом. Я был выбран руководителям и с упоением принялся искать интересный водный маршрут по Карелии, чтобы наконец-то осуществить свою мечту, которая зародилась в моей голове еще на заре моей туристической жизни.
Основным источником информации о маршрутах по Карелии стала книга А.Л. Шилова «На байдарках по Карелии». Я искал маршрут проходящий через максимальное количество озер и содержал минимальное количество порогов с категорией сложности выше второй, т.к. опытных водников в нашей группе нет. Идеальным вариантом для первого знакомства с красотами Карелии нам показался маршрут по реке Воньга. Он отличается легкостью подъезда/отъезда, обладает большим количеством водных препятствий достаточно простых для прохождения малоопытными группами, а все препятствия выше второй категории сложности имеют легко находимые тропы обноса.
Подъезд
Любым поездом до станции Энгозеро. В 500 метрах от вокзала находится очень удобное место для сбора байдарок на берегу ручья впадающего в Энгозеро.
Отъезд
Со станции Кузема электричкой до г.Кемь. Дальше поездом в Тверь и Нижний Новгород.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Точки аварийного схода:
1) Оз. Энгозеро - возврат в пос. Энгозеро.
2) Пильдозеро - выезд в пос. Энгозеро на а/м (ходят весьма
нечасто).
3) Р-н ж.д. моста - пеший выход на ст. Воньга (ост. п/б и
пассажирский поезда).
Итоги похода
Группа успешно прошла поход по указанному маршруту содержащему 27 водных препятствий из них было пройдено три порога второй категории сложности.
Каждый из участников похода получил опыт:
· навигации на больших открытых водоемах, каботажном плавании по большим озерам и морю с умеренно сильными ветром и волной;
· прохождения порогов второй к.с.;
· слалома на участках длинной в несколько сот метров, засоренных камнями;
· организации обносов непреодолимых препятствий;
· ознакомился с возможными вариантами предоления порогов третьей к.с.
· познакомился с природой Карельского края.
Общие замечания рекомендации
Учитывая необыкновенную красоту Энгозера при планировании похода вполне можно провести пару тройку дней на озере изобилющем живописными островами можно найти места с неплохо оборудованными стоянками.
Берега реки Воньга изобилуют хорошо оборудованными стоянками с банями и коптильнями, поэтому любители рыбалки вполне могут задержаться на реке подольше.
При подготовке байдарок к походу как нам показалось совсем нелишне проложить между «железом» и шкурой туристический коврик, что значительно снижает опасность пробоев при несильных ударах о камни, которые можно встретить и на озерах и на реке.
Несмотря на то, что в начале маршрута двое из нас забыли накомарники, мошкара нам докучала только при сборе байдарок, на маршруте же было достаточно аэрозолей и спиралей.
Так как с погодой нам очень повезло все сохранившиеся запасные дни мы провели на Соловецких островах.
Фотографии
На станции Энгозеро.
При сборке байдарок обнаружили, что забыли накомарники.
Песчанный пляж на Энгозере.
Красота Энгозере никого не оставила равнодушным.
Первое на маршруте водное препяттсвие после спокойной и размеренной гребли по Энгозеру.
Как только на озерах стихли волны, стало скучно и мы решили поскорее добраться до реки. Волок из Синдамозера в Мурамозеро.
Экипаж 1 на выходе из порога Кошка.
Экипаж 2 в пороге Прямой. Поход перестает быть томным.
Наш первый обнос. После четырех часов полудневки совмещенной с рыбалкой и осмотром порога Горбатый принято решние обносить.
Здесь рыба есть!
Тропа обноса порога Собачий.
Главный слив порога Собачий.
Главный слив порога Вякер.
Экипаж 2 в пороге Чекень.
К выходу в Море подготовились основательно. Хотя столько воды нам не пригодилось.
Где-то в Белом море. Орентирование в море это весьма увлекательное занятие.
Белое море.
Эксперимент по сбору пресной воды закончился успешно. Дождевая вода оказалась значительно чище (визуально) речной.
Зайти в Кузему по ручью можно тольк во время прилива.