Байкал-2011

Август 30, 2012

0 Комментариев

Поход на Байкал с 1 по 15 августа 2011 года

Команда исторического объединения «Саровская пустынь» в составе: Анатолий Агапов, Владимир Селезнев, Сергей Егоршин, Виктория Файкова, Владислав Каипецкий и автор этих дневниковых записей решили совершить путешествие на озеро Байкал. Шесть лет назад мы ездили туда на поезде, проведя 8 утомительных дней в душном вагоне. На этот раз мы решили лететь туда и обратно на самолете. Билеты купили еще в январе за 15.000 рублей.
Вылетали из аэропорта Внуково. В воздушном пространстве находились пять с половиной часов. Люблю я рассматривать в иллюминатор нашу Землю. Облака и черные, и белые, как горы вздымаются. И алый закат видели, и оранжевый рассвет, и молнию, полосующую небо. Попали в грозу, немного переживали, потряхивает.
Приземлились мы в Иркутске в 6.20 утра, а в Москве в это время 1.20 ночи. У автовокзала стоят такси-газели, которые развозят в разных направлениях. Привязали рюкзаки на багажник сверху и поехали в Хужир, до него 500 километров. Стоило это по 500 рублей с человека. В дороге дремали, проснешься, а за окном уже другой пейзаж: то унылая пустыня, то редкий лес, то каменные горы, то пушистые холмы. На сочных пастбищах пасутся стада пятнистых бурёнок и молодых бычков. На перевалах закладывает уши. Переехали реку Ангару. Проехали Еланцы.
На остров Ольхон мы переправились на бесплатном пароме «Восточные ворота». А уже на острове с нас взяли пошлину за сбор мусора по 25 рублей с человека за день пребывания.
Ольхон самый крупный из всех 22 островов на озере Байкал. Для любителей дикой природы, туристов и путешественников, как мы, это настоящий заповедник многообразия природных рельефов и величественных пейзажей Сибири. И суровые мраморные скалы, достигающие высоты 80 метров, покрытые густыми красными мхами. И пологие степные берега, с хорошо прогреваемыми летом заливами. И песчаные пляжи с дюнами, холмами и рощами лиственниц вдоль берега. И густые леса в центральной части острова. На острове даже есть озеро с минеральной водой. Но его мы не видели.
На острове царят, поистине, свои законы. Здесь даже микроклимат как-то мягче, ласковее, теплее. Солнечных часов в году больше, чем на близлежащих территориях. Всегда выпадает мало осадков, так как большая часть его покрыта степной растительностью. Нам безмерно «повезло»: все годовые осадки выпали почему-то на нас.
Этот остров наполнен мистикой. Местные жители называют его как обитель грозных духов Байкала. И вот мы ступили на землю этого загадочного острова. До Хужира осталось всего 40 километров. С нами в Газелле ехал молодой парень Виктор, ударение на втором слоге. И как только он узнал, что мы владеем английским, его было не остановить. Он как обычный итальянский парень не мог наговориться. Рассказывал, какие он испытывает трудности с русскими, не знающими английский язык, особенно в билетных кассах.
Хужир оказался интересным населенным пунктом с широченной центральной улицей, как в американских ковбойских фильмах. Наняли Уазик за 3.500 до Узур, загрузили туда рюкзаки и пошли гулять. Купили омуль холодного копчения по 50 рублей, шесть лет назад он стоил 25.
На сытый желудок зашли в краеведческий музей, купили билет по 100 рублей. Музей основан учителем сельской школы, в нем он собрал разнообразную коллекцию старинных предметов, которые отражают быт и культуру местных жителей. Здесь мы увидели найденные на острове нагрудные знаки воинов великого Чингисхана. В музее представлена большая экспозиция по шаманизму, а отдельное место отведено под флору и фауну Байкала. Лучше смотреть на живых нерп, чем на их чучело.
Потом прогулялись к Шаман камню на мысе Бурхан, больше известный как Шаманка, который является самым почитаемым святым местом. Красивейший мыс! Это одна из самых значимых святынь Азии, где приносили жертвы и давали обеты еще самые первые шаманы. Сама скала Шаманка мраморная, покрытая красным лишайником и имеет две вершины. В ней находится знаменитая пещера, известная тем, что на протяжении некоторого времени в ней находился «Алтарь Будды».
От Хужира до Узур нас везли по грунтовке на Уазике. Другая машина здесь просто не пройдет. Местами под колёсами была просто стиральная доска, а через лес пробирались по ужасно разбитой, с огромными ямами дороге. Нас бросало из стороны в сторону. Казалось, что всю душу вытрясут. Но что удивительно, я так сильно хотела спать, что умудрялась отключаться в неимоверной тряске. Теперь понимаю пытку бессонницей. Если хочешь спать – заснешь везде, в любых условиях.
До Узур километров 40, а ехали больше часа. Осмотрелись, палатку на берегу на камнях не поставить. Метров 20 наверх в лесу есть свободное местечко под палатки, кострище и стол со скамьями. Путешественник-одиночка Алексей из Санкт-Петербурга подошел и стал советовать остаться, лучшего места мы не найдем. Как только мы начали ставить палатки, он принес нам чабрец к чаю. Участливый, добрый малый. К воде крутой спуск. Ну, ничего, побегаем мы изрядно то за водой, то посуду помыть.
В этом походе мы обзавелись самонадувающимися ковриками, вместо пенки. И не пожалели. Механически его надуваешь, клапан закрываешь, и он становится три сантиметра толщиной. И спишь не на твердой пенке, а на мягком коврике. И в рюкзаке его удобно размещать. Вещь!
Утром я выглянула из палатки, Толя сидел на поляне, а вокруг него шныряли суслики. Самые смелые подбирались к ноге и смотрели попрошайничьим взглядом. Первый раз вижу сусликов и так близко. Крупные симпатичные зверьки.
Каждое утро Толя планировал наш день. Говорил примерно так:
— А сейчас отдыхайте, но через 15 минут выходим.
Или такой выдавал перл:
— Будем спать и собираться.
И все в таком роде. Мы к этому давно привыкли, отдыхать будем дома.
С Анатолием и Славой пошли на гору, находящуюся на противоположной стороне залива. Вика села его рисовать. Володя, как обычно, отсыпается в палатке. И только нам, поднявшимся, открылся чудесный вид за горой, на безбрежные воды Байкала. Мощь! Насладились высотой и через метеостанцию спустились вниз. Поговорили с жителями. Бывают зимы, когда выпадает столько снега, что нет возможности добраться до Хужир. И несколько месяцев они вынуждены жить на своих запасах.
Тщательно уложили рюкзаки, а это нам приходилось делать не один раз в день. И после обеда покинули это прекрасное живописное место. Шли вразнобой. Сергей убегал далеко вперед, Толя мчался за ним. Слава с Викой за ручку прогулочным шагом, а мы с Вовой плелись сзади. Через каждые 20 минут останавливались на пятиминутный отдых. Нас часто обгоняли машины с экскурсантами. Воду несли с собой, берег Байкала скалистый, к воде не подойдешь. У нас были карты, снятые со спутника, и Сергей с Толей примерно знали, где можно будет остановиться, чтобы добыть воду.
Так мы дошли до мыса Саган-Хушун, расположенного на западном побережье, в пяти километрах юго-западнее мыса Хобой. Его протяженность около километра, а скалы покрыты красным лишайником. Мыс имеет статус памятника природы Байкала и представляет собой беломраморный скальный массив, обрывающийся прямо в озеро. Группа скал в южной части имеет название Три Брата.
Нашли хорошее горизонтальное местечко на краю обрыва, где чуть ниже было кострище, и стали разбирать вещи. А Толя с Сергеем пошли на разведку, искать место спуска к воде. И нашли в двадцати минутах ходьбы крутой спуск в бухту, к песчаному пляжу, где был пришвартован корабль.
С добытой водой мы приготовили ужин. Володя остался обозревать с высоты водную гладь Байкала, а мы пошли купаться и стираться. Сначала шли полем, потом длинный пологий спуск к воде. Вода холодная, особо не поплаваешь, но мы кое-как всё же ополоснулись.
Поздно вечером развели костёр и пели песни. Долго смотрели на небо в надежде застать падающую звезду. Но того звездопада, который нас очаровывал шесть лет назад на пике Черского, уже не было. Но на одну звезду я всё же загадала желание. С хорошим настроением легли спать.
На завтрак я приготовила любимую Славину, Викину и мою овсяную кашу с изюмом. Толя сразу заявил:
— Такую не ем. Я что лошадь?
Давился, давился, через силу съел несколько ложек и отдал Володе. А тот в тарелку положил гору сахара, и каша прошла на ура. Запили какао.
Сегодня по плану мыс Хоргой (Хобой, не знаю, как правильно). Володя помахал нам вслед. Это степной мыс, который отделен галечной косой от пролива Малое Море, поэтому летом он очень хорошо прогревается. Прямых дорог на острове нет, то спуски, то подъемы. А вокруг то степь с норами сусликов и запахом чабреца, то леса лиственниц. Туда пришлось идти километров пять, а обратно мы обошли гору с другой стороны и сократили путь почти на километр.
Мыс Хобой самая западная точка острова Ольхон. Высоченное место со скалистыми берегами. С него видно самое широкое место Байкала. А слева от мыса самая глубокая впадина, там и вода тёмно-тёмно синяя. Встретили одинокого туриста из Германии, он с удовольствием пообщался со Славой.
На мыс бесперебойно везут туристов, один пазик за другим. На одном месте мы насчитали их аж 15 штук. По дороге обратно зашли на мыс Влюбленных. Когда мы вернулись к нашей стоянке, я бы не сказала, что Володя соскучился. Вид у него отдохнувший и весёлый. Перекусили сухим пайком, быстренько собрали палатки, рюкзаки на спину и в путь. Воды не осталось, поэтому дошли до бухты и мужчины спустились по крутяку и наполнили бутылки. С водой как-то поприятнее идти.
Слава, видя как мне тяжело идти в гору, взял у меня из рюкзака бутылку с водой полтора литра. Но разницу в весе я не почувствовала. Плечи ныли, шея отламывалась. Рюкзак я пыталась поддерживать снизу, чтобы было меньше давление на загривок, но это приносило временное облегчение. После каждой следующей остановки вставать было всё тяжелее и тяжелее. А после одиннадцати километров пути, когда сняла рюкзак, то вообще еле переставляла ноги.
Находили за день 27 километров, остановились передохнуть. Володя и говорит:
— Давайте перед каждым подъёмом останавливаться.
Хорошо, договорились. Сергей указал цель — деревце, еле виднеющееся на подъёме, до которого надо дойти. Взвалив очередной раз на спины рюкзаки, медленно побрели к цели. И тут за нашими спинами появляется грузовой Уазик с открытым кузовом, и два весёлых паренька поинтересовались, куда это мы направляемся.
— А давайте, мы вас до Песчаной и подбросим, — предложили они.
Идти оставалось километров шесть по лесу, где дороги, можно с уверенностью сказать, просто не существовало. Размытые глубокие колеи, кочки и ухабы. Никакого пешего удовольствия. Мы с нескрываемой радостью согласились. Попросили они за свою услугу чисто символическую плату 200 рублей. И предупредили:
— Прижимайте головы, будет хлыстать кустарник.
Побросали рюкзаки, сели на запасные колеса, а Сергей и Володя на пол. И помчались мы по долинам и по взгорьям с бешеной скоростью. Нас подбрасывало и швыряло из стороны в сторону, как, сами знаете, что… Я вцепилась в Славину ногу и за лямку рюкзака, а то бы просто вылетела из кузова. И всё же это было лучше, чем идти по таким ухабам пешком. А дорога-то то вверх, то вниз!
Бухта песчаная расположена всего в 20 километрах от поселка Хужир в заливе Нюрганская губа. Она известна своими живописными песчаными дюнами. В бухте на самой кромке леса, стоят ходульные деревья, поднимающиеся на корнях над песком на 40 сантиметров. Конечно, их высота значительно меньше, чем у аналогичных в бухте Песчаной на озере Байкал. Шесть лет назад мы там были. Когда смотришь на такое дерево, кажется, оно вот-вот выдернет свои корни и пойдёт гулять по пляжу.
Когда мы выгрузились прямо в поселке Песчаная, наша одежда и рюкзаки были перепачканы машинным маслом. Так и не смогли до конца отмыть. Сергей и Толя нашли хорошее, благоустроенное местечко для ночлега. Песчаная коса узкая, палатки поставили почти у самой воды. А на пригорке небольшое ровное местечко с кострищем, дровницей и лопатой. Как будто кто-то приготовил для себя и вот-вот вернётся. Сергей сделал неутешительные прогнозы, что это бандиты сейчас придут и нас перестреляют.
— Когда придут, тогда и будем разбираться, — поставил точку в сомнениях Анатолий.
Вода у берега была почему-то мутная, и пришлось её через бинт фильтровать, но песок на дне всё же оставался. Песок под водой был кварцевым и сверкал бриллиантовым блеском. Очень красиво!
Вика предложила окунуться. Я долго смотрела на воду, каждая клетка моей кожи ощущала её холод. И в борьбе с собой, не знаю, что победило, но я всё же залезла в ледяную воду. А как потом было хорошо! Сразу взбодрилась, повеселела. Спать легли в 24 часа под шум убаюкивающих ласковых волн. Спали крепко и долго.
После завтрака Вика ушла писать стадо коров на песке. Сходили без Володи в посёлок за пивом, соком и минералкой. В посёлке два жилых дома, хозяйка одного из них организовала мини лавочку для путников.
Невероятные заросли чабреца на песке. Собрала на чай. Буду зимой пить и Байкал вспоминать.
Когда готовила ужин, схватила котелок за ручку на огне. И заорала! Обожгла два пальца. Слава в Иркутске купил пластырь против ожогов и любезно мне предоставил. Боль почти сразу стихла, кожа вздулась, но постепенно приросла снова. И от ожога не осталось и следа. Фантастика!
На следующий день проснулись под мелкий дождь. Быстренько сварили манную кашу с изюмом и чай. На часик дождь прекратился, но мы так и не успели собраться до конца. Пошёл дождь. Вот тут-то и пригодились дождевики. Дошли до заброшенного полуразвалившегося здания и переждали ливень.
Дорога вверх шла по лесу, ноги скользили по грязи. Остановились передохнуть перед очередным крутым подъёмом. Легковые машины сгрудились наверху и не рисковали спускаться. И тут, как в сказке: «По-Щучьему велению, по-моему хотению» снизу подъезжает Уазик и водитель предлагает нас подвезти. Мы замешкались, настроились идти пешком, но дорога-то скользкая. А водитель и говорит:
— Вы мне как груз нужны, легче будет подняться.
Ну, что ж, судьба. Быстренько загрузились в кузов без сиденья, с одним стулом, на который втиснули меня с Викой. Все остальные разместились на ящиках и запасных колёсах. И машина медленно, но верно, громогласно рыча и сопя, поднялась на гору. Проезжая участок дороги, по которому мы собирались идти, мы всё больше и больше радовались, что нас везут. Одно «Поле чудес» чего стоит! Чуть сильнее дождь и по глине ни одна машина не проедет. Никакого удовольствия от пешего похода по такой дороге мы бы не получили.
В машине протекал радиатор, и нам пришлось отдать всю воду, включая минеральную. Миновали Халгай, в народе назван Улан-Хушин. Потом Харанцы. Высадили они нас за посёлком и мы, заплатив 500 рублей за сокращение пешего пути на 15 километров, побрели по песчаному пляжу в поисках места ночёвки. Было уже обеденное время, и мы решили притормозить и приготовить поесть. Так мы и сделали. Макароны с тушёнкой и рассольник всё в одном разогрели на нашей чудесной печке фирмы «Экспедиция». Печку советуем всем туристам. Потом расстелили тент от палатки, положили надувные коврики, легли и вырубились под плеск воды. Вокруг был народ, кричащие дети, но мы никого не слышали. А Вика со Славой пошли в Харанцы и купили нам зефир, печенье, воду, квас, сок и даже шоколад. Вот это праздник!
Прошли ещё километра два по берегу Хужинской косы и нашли на взгорье хорошее место для трёх палаток возле ходульной сосны, на толстых её корнях можно сидеть. И до воды недалеко. Целый день моросил дождь с периодичностью через каждый час. Только вздохнем, и опять дождевик на себя надевать.
— Ну, что, Мозги? Кто плохую погоду заказывал? Предупреждали, о погоде ничего не говорить, — обратился к нам с речью Володя. Он часто называл нас Мозги или, для разнообразия, Мозгоклюи. Так и не объяснил, что это означает.
Под вечер Сергей ушёл в Хужир, и на завтра снял нам дом у Татьяны по 350 рублей за ночь. Имеется также баня за 150 рублей, и предлагается ужин за 300 и завтрак за 200 рублей.
Обменялись впечатлениями о прожитом дне, подвели итоги и разошлись спать. Но спать в эту ночь нам не удалось. Где-то, в километре от нас, была дискотека и звучала музыка. Но до нашего уха доносились разного ритма низкочастотные звуки, которые действовали на мозг. Какое-то громыхание, бой барабанов и всё по голове и по сердцу. Даже бируши не помогали. И шум мелкого дождя не заглушал звук. Это было мученье. А прекратилось это только в 8 часов утра.
С утра сушили вещи. Поднялся небольшой ветер, и было достаточно тепло. Завтракали «лошадиной» овсяной кашей, которую так и не смог доесть Толя и пришлось отдать на радость чайкам.
После полудня тронулись вдоль песчаного пляжа до Хужира. Сразу заселились в доме Татьяны. Заранее купили билеты на Газель в Иркутск на 9 августа по 500 рублей. А на завтра заказали катер до Хобоя по 1200 рублей.
Володя пошёл спать, а мы пошли в церковь, где редкая икона Николая Чудотворца — покровителя путешественников. После бани, скрипящими от чистоты, почувствовали себя людьми. Нам ещё и вещи в стиральной машине постирали. Совсем уж здорово стало.
А в столовой этого большого дома нас ждал ужин от Татьяны. Когда мы спустились вниз, где расположена кухня и комната с длинным столом, мы обомлели. Стол был накрыт, как в ресторане, разными яствами. Был очень вкусный фаршированный омуль, жареные кабачки, варёная картошка с укропом, салат из огурцов и помидоров. А на сладкое пирог с ревенем и зефир в шоколаде. После такого плотного царского ужина решили прогуляться на мыс полюбоваться тихим закатом.
Всю ночь по стальной крыше грохотал дождь. По моим ранее добытым сведениям из Интернета на острове Ольхон всё лето солнце.
-Кто-то из нас несёт за собой дожди, — сказал Анатолий.
Следующим утром мы отправились в морское путешествие на новенькой Yamaha «Волна» с молодым капитаном Сашей. С нами были ещё две пары молодых людей.
За час мы домчались до Хобоя. На экране эхолота мы наблюдали за изменением глубины и видели мелкие точки косяков рыб и длинные светящиеся палочки нерп. В каюте было тепло, да и на короткой палубе не было ветра, поэтому куртки не пригодились. Вообще-то я первый раз на такой яхте, и мне понравилось. Довольно уютно и не укачивает. Интересно было смотреть на берег, по которому мы шли пешком и на те места, где мы останавливались. Скала Три Брата с воды выглядят совсем по-другому, красивый рельеф обрывов. А профиль женщины мыса Хобоя можно видеть исключительно с воды.
О скале существует легенда о жадной женщине, позавидовавшей собственному мужу, чем прогневила богов, и они за это превратили её в скалу, на срок пока на земле существует зависть и зло. Похоже навечно.
На обед остановились на Песчаной. Пока Саша на яхте готовил уху, мы на берегу грелись на солнышке. Толя с Вовой пошли на старое место нашей стоянки, где Вова забыл свои колышки от палатки. И нашли их! Вова радовался, как ребёнок. Он был безмерно счастлив. А как он себя ругал плохими словами, когда обнаружил, что он их забыл. Как мало нужно человеку для счастья.
Через полтора часа обед был готов. Уха из хариуса с картошкой и луком, салат из помидор и огурцов, колбаса, сыр и даже торт, печенье, конфеты с чаем и сгущёнкой. Остатки сгущёнки Вова с удовольствием допил. Масса положительных эмоций. И погода нам улыбалась.
На обратном пути Саша высадил нас у Шаман камня. И мы пошли искать пещеру. Нашли. Пришлось взбираться на камень и спускаться со стороны моря. Потом на песчаном пляже загорали и смотрели, как мотодельтаплан на водных лыжах взмывал в воздух с пилотом и пассажиром, делал круг вокруг бухты и возвращался. Трёхминутное удовольствие стоило 1000 рублей. Этот вид развлечения нас не привлёк. Рядом с нами сидела бурятская семья, и старший сын плескался в воде. Глядя на него можно было подумать, что вода как минимум 26 градусов. Я набралась мужества и трижды бросилась в ледяную воду и выскочила обратно. Даже в такой мелководной бухте вода не прогрелась, но была, может быть, чуточку теплее.
Что может быть лучше, чем сидеть на высоком холме и следить, как быстро садится солнце на противоположном берегу Байкала. А ведь с такой скоростью бежит время и наша жизнь. Без остановок.
Вернувшись в дом, собрались в холле, и Толя играл на гитаре и пел нам бардовские песни. Мы подпевали. Чудесный эмоциональный, на высокой ноте, вечер. Спать легли поздно.
Подъём по телефонному будильнику в 6 утра. До Иркутска ехали 5 часов с одной остановкой возле кафе, где могли перекусить и чайку попить. Я почти всю дорогу спала, прислонившись не к теплому плечу друга, а к холодному окну.
В час дня на автовокзале наняли Газель за 400 рублей с человека. До Аршана 230 километров ехали три с половиной часа. Он находится в предгорьях Восточных Саян, в месте выхода реки Кынгырга из гор. Эта горная река бежит в узком ущелье, образуя множество поворотов и красивых водопадов.
Сообщение о существовании здесь минерального источника впервые было сделано в 1894 году Афанасием Чистохиным. В 1920 году Аршан стал курортом государственного значения, в 1928 году здесь началось строительство санаториев. Расположен он на высоте 893 метров над уровнем моря, в живописном месте, в смешанном лесу. Воздух здесь наполнен горной свежестью и ароматами хвои.
Слово «аршан» в бурятском языке обозначает «целебный источник». По своим свойствам аршанская минеральная вода сравнивается с источниками Кавказа, в частности с кисловодским нарзаном, но значительно более минерализована. На территории посёлка минеральная вода выходит через трубопроводы от каптированных скважин, в разные краны поступает вода разной степени минерализации и температуры.
И вот мы опять в знакомом месте. Неожиданно рядом с автовокзалом нашли отдельный гостевой дом у Жанны. Три комнаты, кухня с плитой и раковиной и что важно туалет и ванна, правда, с холодной водой. Горячий душ предоставлялся в соседнем доме. Условия были шикарные. Главное, что мы ни от кого не зависим, и никто нам не мешает. Проживание нам обошлось по 350 рублей за ночь.
На Аршане великолепная природа, вокруг Горы Саяны. Красивые облака на фоне гор чуть закрывают вершины. В пансионате зашли в музей, в котором милая женщина, директор музея, провела нам экскурсию и подробно рассказала историю создания Аршанского курорта. Она посоветовала съездить на радоновые ванны в Жемчуг, а в качестве водителя порекомендовала своего сына Костю. Не откладывая, мы с ним договорились на послезавтра.
Дошли до рынка, где продают товары из Монголии. Его благоустроили, построили прилавки. Но ассортимент товаров нас не впечатлил. Всё так же продают травы, кедровые семечки стаканами, как у нас. И все ходят с пакетиками и лузгают их. Тем не менее, сувенирами мы обзавелись.
Не могли пройти мимо нашего старого кафе, где мы ели вкусные позы (свинина, баранина и конина в тесте), похожие на манты, но открытые. Кафе, как ни странно, осталось в прежнем виде, даже внутренняя обстановка та же. А вокруг выросли новые здания, развлекательный центр с бильярдом. Собирались завтра пойти в поход за перевал на целый день.
Всю ночь монотонный дождь. Что ты будешь делать! Утром облако опустилось, и всё было в белой мгле. Только к 12 начало развеваться. Поход, как и шесть лет назад, не состоялся.
И мы пошли на водопады реки Кынгарга через пансионат, по лесной дороге с крутым подъёмом в горы. Установилась прекрасная солнечная погода, и были хорошо видны все величественные вершины гор. Самое большое впечатление оставляет каскад водопадов на живописной горной реке, к которому можно пройти другим путём: сначала через сувенирный рынок, потом через священный лес, где все деревья в разноцветных ленточках.
Поднявшись по широкой тропе, мы увидели мощный водопад высотой шесть метров, перед падением которого перекинут мост. Прямо на лесной дорожке смелый полосатый бурундук выпрашивал у прохожих орехи. Про запас закладывал их за обе щеки. От хлеба он отказался. Теперь на подходе к водопаду берут мзду в размере 50 рублей с человека. К водопаду ведёт крутая узкая деревянная лестница. На висячем мостике больше трёх человек одновременно не разрешается находиться. На обратном пути спустились к реке попить. Попробовали из кранов минеральную воду разной температуры. Вот и полечились.
Пока хорошая погода, решили сходить в Дацан — место моления буддистов. За деревней небольшой монастырский комплекс. Светило солнышко. Дорога оказалась короче, чем я её помнила. Шли по лесной дороге, и вышли в кедровую рощу. Кедр необыкновенно красивое дерево с длинной густой тёмно-зелёной хвоей. А наверху висят шишки, как игрушки на новогодней ёлке.
На огромной поляне стоит небольшой, выкрашенный в яркие цвета, храм. Крыша с загнутыми вверх краями. Рядом два больших барабана, за ручку которого крутишь и думаешь о глубоком и вечном, о том чего тебе не хватает, и чего ты хочешь достичь в этой жизни. Говорят, что «наверху» услышат просьбу и помогут.
В дацане есть лама, к которому можно записаться на прием и получить личный астрологический прогноз. Но сегодня ламы не оказалось, а в прошлый раз он был, и я с ним беседовала. На обратной дороге начал накрапывать дождь, а на подходе к дому зарядил ливень.
На следующий день с утра на минивэне поехали в Жемчуг. Поездка стоила 250 рублей с человека. Ехали около получаса по живописной дороге: долина, а на горизонте виднеются горы. Поля усеяны ярко-синими цветочками. Небольшой поселок Жемчуг начинает отстраиваться: гостиницы, аквапарки, бассейны, огороженные места для палаток. Люди приезжают сюда лечиться.
За вход в радоновые ванны нужно заплатить 100 рублей. И тебе предоставят раздевалку, на прокат полотенце, шапочку на голову. И два небольших бассейна: один с прохладной водой, а в другом из трубы бьёт источник 55 градусов. Только края бассейна обложены кафельной плиткой, а дно песчаное. Мы, как поросята, наслаждались тёплой ванной. Под струёй вода обжигала. Не нарушая инструкции, принимали ванну не больше 20 минут. Вряд ли мы за это время успели что-нибудь вылечить, но удовольствие получили.
На местном рынке бурятские женщины торговали сыром, творогом, сметаной, молоком, хлебом на молоке собственного приготовления. Мы купили всего попробовать и золотой корень. Через два часа вернулись домой и легли спать. Ванны разморили. И вдруг пошёл дождь с градом! Вся трава была усеяна градинками величиной с перепелиное яйцо. А на небе радуга двойная засияла, широкая и яркая, семицветная!
На следующий день мы отправились на микроавтобусе в Слюдянку за 170 рублей. По дороге остановились и купили трёхлитровый баллон черники за 300 рублей. В Слюдянку прибыли через два часа на автовокзал. Перешли мост на железнодорожный вокзал и купили билеты на рабочий поезд КБЖД за 55 рублей. А экскурсионный поезд стоит 1200 рублей. Путь тот же самый, только остановки непродолжительные. До отправления оставалось полчаса, мы быстро купили в магазине пирожки, помидоры, яблоки. Купили у женщин, которые прятались от милиции, омуля горячего копчения поесть сейчас и холодного копчения привезти домой по 200 рублей за 3 штуки.
Паровоз и два вагончика тронулись в путь. Мы попали в вагон с работягами, которые изъяснялись на древнем матерном языке, лузгали семечки под ноги и вели себя, как дома, то есть шумно общаясь. В другом вагоне публика оказалась приличнее, и мы перебрались туда.
Кругобайкальская железная дорога от истока реки Ангара до Слюдянки длиной чуть меньше ста километров. Тоннели и галереи – самые грандиозные и впечатляющие, никого не оставят равнодушным. Они пробиты сквозь многочисленные утесы и выступающие в море мысы. В общей сложности был построен 41 тоннель, через которые мы и проехали. Дорога проходит в 5-10 метрах от воды, по самой кромке берега, ветки берез хлещут по стёклам вагона.
Ближе к вечеру прибыли в порт Байкал. Здесь сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирское здание, жилые и служебные дома, высоко на мысу – маяк. На пароме за 46 рублей за 10 минут переплыли благополучно Ангару, мимо легендарного Шаман-камня, который еле-еле выглядывал из воды, и очутились в Листвянке.
И пошли пешком до новостроек гостиниц. И нам чудесным образом опять повезло. Только что подготовили три номера на втором этаже и сдали нам за 500 рублей с человека. С разрешения занесли стол на второй этаж, попросили чайник с кипятком и поужинали бутербродами.
Черника оказалась такой кислой, что без сахара есть её было не возможно. А сахар нас ждал в магазине, до которого мы решили добраться завтра. Что-то лень совсем, да и поздно уже, да и не больно хочется. В номерах пахнет деревом, всё чистенькое и новенькое. Вид замечательный на Байкал. Смотрю, из-за гор наплывает тучка серенькая. Плохой признак.
На этаже хорошее кафе, туалет с умывальником и комната с бильярдом. Что ещё нужно туристам? Если вечером мы ещё думали, что можно было и в палатках переночевать, то утром уже так не думали.
Проснулись, а за окном дождь. Мы, похоже, собрали все дожди за весь летний период. И всё небо обложило тёмно-серыми облаками, без просвета, без надежды. Все выползли из комнат и мрачно смотрели вдаль.
— Хороший хозяин собаку в такую погоду не выгонит, — задумчиво сказал Вова.
— Да и плохой подумает, — добавил Слава.
Вот тут-то мы возрадовались, что не в палатках, а сухонькие. Не торопясь позавтракали, дождались окончания дождя и после полудня пошли в лимнологический музей. Шесть лет назад мы мечтали в него попасть, но судьба не сложилась. Билет стоил 290 рублей с посещением всех залов.
Сначала мы посетили комнату, где на стенах встроены иллюминаторы с экранами. Нас усадили на стульчики, и мы виртуально начали погружение в батискафе на глубину 1648 метров Байкала. И смотрели на всё, что нас окружает в воде, как видели это итальянцы 20 лет назад, опускаясь на дно. Нерпёнок бился мордой в иллюминатор, пытаясь понять, что же это такое. Мне показалось, что живности в Байкале мало.
Потом мы зашли в другую комнату, где на длинном столе стояло много микроскопов и мониторов. Сначала нам на экране показали мир рачков и моллюсков, губок и водорослей. А потом мы сами разглядывали, какая мелочь плавает в наших склянках. Собственно тех, кого мы всё это время пили вместе с водой. Нашему вниманию были предоставлены бабочки, песок и жучки. Изучили ещё два зала с экспозицией животного и подводного мира озера. Мне понравился макет рельефа дна Байкала. Наглядно и понятно.
В одной комнате находился большой экран, на котором мы видели жизнь нерп в режиме реального времени. Как они ловко впрыгивали на камень, тесня друг друга, и грелись на солнышке. Оторваться невозможно.
В другой — огромный аквариум перегорожен деревянным щитом и в нём вырезано отверстие. И две самки нерпы плавали из одной части аквариума в другую. Когда собралось много народа, одна нерпа начала перед нами воображать. Она отталкивалась от одного края и плыла через отверстие кверху брюхом, сложив лапки-ласты на животе. В другом аквариуме переворачивалась и уже вниз животом плыла к другому краю. И так несколько раз. Даже немножко страшновато, что рядом с нами живут такие разумные существа. Что они о нас думают?
Мы не исключили возможность посетить дендропарк «Каменушка», открытый при музее, который расположен на живописном берегу. Мы шли по деревянному настилу с перилами протяженностью километр. Все деревья подписаны. Встречались и грибы подберёзовики, грузди. На середине пути, высоко на склоне, смотровая площадка, откуда чудесный вид на озеро.
Следующим утром мы добрались за полтора часа до Иркутска. Посетили музей декабристов — это дом Волконских, который находился рядом с вокзалом. Приятная девушка Олеся провела нам интереснейшую экскурсию за 350 рублей, рассказав о судьбах декабристов, об их проживании в Сибири, о быте. Им даже рояль из Петербурга доставили, музыкальные вечера у себя в доме устраивали, и обслуга была. Страшным наказанием для них было то, что им не разрешалось брать с собой детей в Сибирь. Многие так и не увидели их, даже когда объявили помилование.
На улице Карла Маркса зашли в музей Иркутска. В художественном музее была выставка скульптора из Улан-Удэ. Его великолепные работы из металла и бронзы нас потрясли. Такая фантазия!
На набережной, возле памятника Императору Александру III, играла музыка, и танцевали пожилые люди. Мы тоже не удержались. Под оркестр звучали песни военных лет. На берегу стоял катер на воздушной подушке. И мы помчались, как по ровному асфальту по воде до нового моста и обратно. Таким вот праздником закончилось наше путешествие на Байкальской земле.    А здесь           http://outwalk.ru/photo/main.php/v/pohod/Agapov_Baikal_2011/            можно посмотреть фотографии из этого путешествия.

Участник путешествия Наталья Файкова

Опубликовал: Анатолий Кузнецов

Нет комментариев к "Байкал-2011"

Пока комментариев нет.

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.