Байкал-2005. Восхождение на Черского.

Июнь 14, 2009

0 Комментариев

4 августа, четверг.

Поднялись в 8.30, раньше не получилось поднять уставшие тела. Позавтракали кашей манной с изюмом и запили чаем. Палатки и вещи оставили, взяли только один рюкзак, документы, бутылки с водой, видео и фото аппаратуру. И в 10.45 по хвойному лесу пошли вверх. Сосны, кедр, бурундуки бегают. Дорога серпантинная, чтобы легче было подниматься. Когда вышли с другой стороны горы и поднялись на нее, пошли по хребту. Целое поле рододендрона и мох такой зеленый-зеленый. По хребту дорога не тяжелая, пологая, поэтому мы улыбаемся, любуясь красотами горных хребтов вокруг. Их лысые вершины покрыты камнями, травой и редким лесом. Впереди уже видим пик Черского, но до него еще идти и идти. На перевале между горами остановились возле белого памятника. Надпись на памятнике: «Кириллина Раиса Александровна, 4 мая 1940 – 14 декабря 1963 г., Трагически погибла в горах во время тур. похода». Посидели, почтили память.

Прошли по гольцу. Потом пошли изумрудные камни, навал камней, царство изумрудов. Далеко внизу вьется речка, видны водопады и маленькие озерки. На гольце растут карликовые сосны. Внизу стоит лагерь туристов. А с западной стороны видны Саяны, до которых 250 километров. Я помечтала туда попасть.

Идем долго по сыпучке, по узкой тропинке над пропастью. Марина смотрит только перед собой, боится высоты, а я любуюсь видами гор и ущелий. Перед нами пик Черского, а мы не можем пройти через перевал, дорога закончилась. Сидим на краешке скалы и не знаем что делать. Обходить гору с другой стороны займет много времени. Но ведь эта дорога зачем-то проложена. Толя пошел на разведку. Я не могла смотреть, как он лазает по гладким плитам над обрывом. Напереживалась до дрожи в теле, и все время холодок пробегал, и дыхание сжималось. А с той стороны горы, на которой мы застряли, в долине, в обрамлении зеленой травы сверкало наикрасивейшее озеро в форме сердца. Оно было темно-синее, наверно, глубокое.

d184d0b0d0b9d0bad0bed0b2d0b0_d187d0b5d180d181d0bad0bed0b3d0be_8Наконец-то, Толя нашел крутой спуск по крупным камням, и мы осторожно еле-еле вышли на гребень пика Черского. Еще метров 200 крутяка и мы на вершине. Леша сел на гребне и сказал:

— Дальше не пойду.

— Леша, вставай, — приказал Володя.

И вот мы уже бегаем по пику, разглядываем надписи и послания жителей многих стран на досках, щитах, камнях. Там стоит флаг России, крест с молитвой «Отче Наш». Людей здесь перебывало немало. И тут взбирается Леша.

— Ура! – закричали мы от радости.

— Скажи: Я ее взял, — подсказывает ему Вова.

— Да, но только это гора меня взяла, — ответил Леша чуть живой.

d184d0b0d0b9d0bad0bed0b2d0b0_d187d0b5d180d181d0bad0bed0b3d0be_1_4_1Леша герой! Мы все покорили эту вершину. Счастье переполняет нас. Время 14.05. Толя показывает нам с западной стороны виднеющуюся синюю полоску Байкала. С востока на нас движется грозовая туча с ливнем, мы видим серые полосы на небе. По мокрым камням спускаться большой риск. Перекусив курагой и черносливом, не задерживаясь на пике, мы начали спускаться. Досадное чувство, что пик оказался мимолетным. Воды осталось 1 литр на весь спуск к лагерю. Обратно шли быстрее и веселее. Когда прошли опасный участок камней и сыпучки, сделали привал в 15.10, усталость все же накопилась. Повалялись, обувь сняли, ножки отдохнули и в 15.35 пошли дальше.

Сбросились быстро, всего за 1,5 часа. Последние 500 метров почти бежали, прыгая с корня на корень деревьев. Леша с Володей шли по более пологой дороге, по серпантину, с разрывом в 15 минут. Встретили тех же ребят водников из Уфы, с которыми обедали. Они с катамаранами лезли вверх с языками на плечах. На них было жалко смотреть, а они ничего себе, веселенькие и мокрые насквозь от пота. Рассказали нам историю: встретили они по дороге фина туриста. Фин не поверил, что можно тащиться черте знает куда по горам, через перевал, чтобы потом сесть на катамаран и сплавиться по реке. И, усмехаясь, спрашивает:

— А катамараны-то где?

— В рюкзаке, — отвечают наши.

— Ё…мать, — только и мог сказать ошалевший фин.

Спустившись в лагерь, мы приготовили еду и пошли в баню на метеостанцию. Посмотрели хозяйство, как здесь люди работают, поздоровались с конем Рыжиком, который нас лихо обгонял на своих четырех. По-хозяйски территорию охраняла кошка Акулина.

После баньки, очень тесной, но все же баньки с паром и можжевеловым веником, мы чистенькие, словно с нас тонну груза сняли, вернулись в лагерь. Поели и завалились спать на часик. В 21.00 сварили компот из черники, которую собрала Марина, говорит, что на кусте было от 150 до 300 ягод. Ну очень вкусно!

А потом втроем, Толя, Марина и я пошли на метеостанцию интервьюировать Андрея. И вот что мы узнали. На станции работают 6 человек, начальник – геолог, а Андрей закончил Иркутский гидрометтехникум и работает вот уже 20 лет. Работа тяжелая, по 2 человека в год уходят, не выдерживают. Дежурство по 7 дней, через каждые три часа надо собрать данные, обработать и передать, выстояв очередь в эфире. При таком режиме работы выспаться невозможно. Электричества нет, спасает керосиновая лампа. Летом готовят на костре, зимой на газу, с Листвянки на лошади возят баллоны. Чтобы прожить с осени до весны, запасаются крупами. А воду берут из снега. А снега бывает от 1,6 до 2 метров. Показания снимают с приборов осадкомера, гелиографа – меряет продолжительность солнечного сияния в сутках. Андрей охотник, говорит, что много баргузинского соболя, медведи ходят, зайцы, белок мало, моралевый олень на гольцах бегает, их еще называют изюбр. Кошки с соболями дружат.

— Основные животные – это туристы, — смеется Андрей. – Последние два года туристы агрессивно стали ходить. Поляков много, немцы бывают, Дания стала шиндать. Зимой досочники с гор катаются, иглы строят из снежных камней.

Летом Андрей собирает и продает травы: зверобой каменный, золотой корень.

Возвращались мы и думали, много же в мире интересных профессий и человеческих судеб. Метеоритных дождей в этот вечер мы не наблюдали из-за туч. Не пели, поели и легли спать. Продукты мы убрали в палатку, поэтому бурундуки ночью не ломились.

5 августа, пятница.

Встали в 6.30. В 7 утра подавали на завтрак кашу манную, кофе и сыр, который не доели бурундуки вчера ночью. А бурундукам на пеньке оставили колбасу. Весь хлеб отнесли Андрею. В 8.40 двинулись в путь, а навстречу туристические группы одна за другой, одна за другой, многие с собаками. Теряем высоту быстро и легко, даже Леша чуть ли не бежит. Маленькие речки штурмуем без труда. А вот и рукотворный мостик «Перемен», на котором написано «Служение во имя мира». Небольшой перекат, с шумом несется вода. Видели необычного коричневого пушного зверька без хвоста и короткими задними ногами, похожего на хомяка. Везде растет дикая черная и красная смородина, тормозим и лакомимся.

Прошли мост «Надежный», на дощечке надпись «Доверие зарабатывается. Будь надежным. Служение во имя мира».

В 13.00 притормозили у ресторана и попили чай с пирожным. Традиции не нарушаем. Еще чуть-чуть прошли и остановились на обед. Накрапывает дождик, а метеоролог Андрей обещал превосходную погоду.

С горы спустились в 17.40. Был всего один трудный участок вдоль реки. Мы скреблись по кочкам, прижавшись к камням и цепляясь за корни деревьев. А навстречу еще группа детей шла, еле разминулись. Вышли на равнину с сожалением, что больше не попьем водицы горных рек. Солнце светит, погода чудная.

Сидим в музее и ждем, когда принесут наши вещи. Хозяйка заказала нам такси. Приехали к озеру на старое место и разбили лагерь. Ночью был дождь.

6 августа, суббота.

Собрались, позавтракали. В 10.00 купили билеты по смешной цене 50 рублей и багаж по 40 рублей.

В 10.50 поезд тронулся в путь. В дорогу купили малины и воды. Облака, но тепло. Дорога называется «Золотая пряжка стального пояса России», а паровоз мы назвали «Ромашково». Немного истории:

Кругобайкальская железная дорога – это западная часть от истока реки Ангара до Слюдянки длиной чуть меньше ста километров, которая выведена из транзитного движения. В 1904 г. дорога соединила разорванную Транссибирскую магистраль, отсюда и «пряжка». А «золотой» ее нарекли по двум причинам: из-за неимоверной сложности и объемов строительных работ, потребовавших огромных физических и финансовых затрат, и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе инженерно-архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера. Уже 12 сентября 1904 года от Слюдянки до станции Байкал прошел первый поезд.

Тоннели и галереи – самые грандиозные и впечатляющие, они никого не оставляют равнодушным. Строителям пришлось пробивать тоннели сквозь многочисленные утесы и выступающие в море мысы. В общей сложности был построен 41 тоннель, через которые мы и проехали.

Проехали Мыс Шаманский и орнитологический заповедник «Таловские болота» — пристанище перелетных редких птиц (стерх, черный и серый журавли, горный гусь – внесены в Красную Книгу). Едем в 5-10 метрах от воды, по самой кромке берега, ветки берез хлещут по вагону. Первая остановка была в Ангасолке на 40 минут. Сошли и посмотрели тоннель. Три живописных речки Ангасолки сливаются в одну шумную реку недалеко от берега озера, и попадают сразу к поселку и интересному комплексу галерей и виадуков. На высоком арочном виадуке «Ангосольский» тренируются дети-альпинисты. Чайки пасутся прямо возле людей.

Едем мимо Шарыжалгай, там база отдыха «Дача Комарова» с красивыми деревянными домиками. За окном летит бабочка, а другая кругами вокруг нее летает, ухаживает.

Остановка Шабартуй у реки на 30 минут. На станции Маритуй с начала 20 века удивительно сохранились полный набор всех необходимых построек для обслуживания паровозов и приемки пассажиров.

А в 14.30 остановились на 2 часа в бухте Половинный. Это одно из красивейших мест: живописная долина большой реки Половинной с тихим поселком железнодорожников на левом берегу, бухта с песчаным пляжем. В окрестностях обитают исчезающие виды птиц (серая цапля, черный аист), в реке водятся редкие для Байкала виды рыб: ленок, елец, плотва. Мы подошли к паровозу, который стоит в стороне на отдельных рельсах. Достали свою чудо-печку, сварили макароны с тушенкой, дрова с собой прихватили. Искупались. Жарило солнце, а потом появились на небе облака.

В 16.45 поехали дальше и сразу въехали в длиннющий тоннель (778,4 метра), а потом в короткий (29,8). Комплекс «Ивановский» уникальный объект минералогии, петрологии, геологии – единственное место в мире, где с такой доступностью можно познакомиться с обилием редких и обычных пород минералов, шпинели всех цветов. Проехали Пономаревку, небольшой поселок Шумиха, расположенного на мысе Шумиха с песчаным пляжем и прогреваемой бухтой. Проехались по выступающему далеко в море мысу Толстый, на его склонах природа создала настоящий ботанический музей. Проезжали мимо палаточных стоянок туристов.

В 19.40 причалили в порт Байкал, расположенного у подножья богатыря – мыса Баранчук, в истоке реки Ангары. Здесь сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирское здание, жилые и служебные дома, высоко на мысу – маяк. Посмотрели по сторонам, не нашли места, где можно было разложить палатки, быстро сориентировались и вскочили на уходящий паром. Переплыли благополучно Ангару, мимо легендарного Шаман-камня, и очутились в Листвянке. Над Байкалом долго висела ограменная радуга. На автобусе вместе с поляками, которые ехали с нами в поезде, прибыли до лиственничной рощи. Взобрались наверх. С этого высокого места замечательный вид на Байкал, мы долго любовались, как солнце, обойдя весь Байкал, садится за горы. Леша спел нам одну песню, и мы завалились спать. Ночь была теплая.

7 августа, воскресенье.

Поднялись в 9 утра. Чай попили с хлебом, маслом и сыром. И в 10.30 пошли пешком на причал. Там, как в Судаке, сувениры продают на прилавках рядами и рыбу. Закупили продуктов на три дня. Дождались Баргузина из Иркутска, полного пассажирами. Нас посадили на верхнюю палубу. Плывем в песчаную бухту на три дня отлеживаться и отстирываться. Мотор грохочет, у меня закладывает уши и болит голова.

Проплыли мимо острова Бакланий Камень. Он представляет собой небольшой гранитный массив в виде башни высотой до 20 метров, отделенный от материка проливом шириной 160 метров. Остров покрыт редкой степной кустарниковой и древесной растительностью. Раньше здесь гнездовались бакланы, а сейчас небольшая колония серых чаек.

Памятник природы областного значения «Бухта Песчаная» расположена на западном побережье озера Байкал в 70 километрах водным путем от поселка Лиственничное. Подковообразная бухта с песчаным пляжем протяженностью около 1 километра окружена скалистыми вершинами горы Зубчатой. Два огромных «зубца» ограничивают бухту с Севера – Большая колокольня, с Юга – Малая колокольня. Таежные склоны Приморского хребта с эффектными группами скал полого спускаются к берегам Байкала. За большой количество солнечных дней, великолепный песчаный пляж сибиряки называют бухту «Сибирской Ривьерой».

На Песчаной бухте высадились и пошли в бухту Бабушка. У сосен подмытые водой корни и они выглядят, как люди с руками. Есть сосны, растущие параллельно земли. Бухта Песчаная – самое известное место на Байкале, где растут «ходульные» деревья. Из-под них вода и ветер постоянно вымывают и выдувают песчаную почву. Могучие сосны и лиственницы с закрученными ветром ветвями поднимаются над землей на корнях-ходулях выше человеческого роста. Самое знаменитое «ходульное» дерево – сосна «Олень» не удержалось и упало в 80-х годах. Толя эту сосну видел, он в этих местах не в первый раз. Сейчас здесь растут только «ходульные» лиственницы.

Пройдя через небольшой перевальчик, мы нашли подходящее местечко и быстренько обосновались. Погода отличная, светит солнце. Постирались, искупались, сварили суп, поспали и вечером пошли гулять по прибрежным домам отдыха.

На берегу всю ночь стояли две яхты, видимо, кто-то арендовал на юбилей, и играла музыка, пел Митяй и Антонов. Мы сидели на берегу и, отфильтровывая музыку, слушали шум волн. Ночью ко мне в палатку опять лезли бурундуки, и я не спала, гоняя их. Боюсь выглянуть из палатки. Сначала было шуршание, а потом такая свистопляска началась, что мне стало просто страшно. Они, то есть бурундуки, с шумом носились по рюкзакам и пакетам, а я пыталась их утихомирить:

— Кыш, кыш…

Так прошла еще одна дождливая ночь.

Опубликовал: Анатолий Кузнецов


1 2 3 4 5

Нет комментариев к "Байкал-2005. Восхождение на Черского."

Пока комментариев нет.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.